Яндекс.Метрика

Глава VII. Поминки по Кёкёктёю

Видя, что первым идет Аккула, Конурбай решил свалить его и с этой целью поскакал к нему, но это увидел Манас и с яростным криком: "Что ты замышляешь против моего коня?!" - сильно ударил Конура по затылку. Конурбай лишился чувств и чуть не слетел с коня.

Тогда за Аккулой поскакал батыр Джолой, тоже желая его свалить, но ему преградил путь Алмамбет и столкнул его с лошади. Джолой вскочил на ноги и хотел выстрелить в Алмамбета, но это заметил Чубак и стукнул Джолоя по голове айбалтой. Испугавшись сорока чоро, Джолой ускакал и скрылся в толпе калмыков.

Аккула пришел первым. Манас и Кошой по порядку вручили призы владельцам победителей - тулпаров.

К вечеру, поделив все призы, Манас вернулся домой отдохнуть. Воспользовавшись этим, вооруженные китайцы и калмыки налетели на киргизских пастухов, отбили скот, полученный как приз, и угнали его к своим аилам. Узнав об этом, за ними двинулись Тёштюк с сорокатысячным и Бокмурун со стотысячным войском. Манас разгневался:

- Что это за новости? Как это можно отдать приз Конурбаю и Джолою? Если смерть моя наступила, то умру, а призов не уступлю дерзким врагам.

Он взял с собой четырехсоттысячное войско и тоже двинулся вслед.

Китайцы и калмыки в это время бежали и достигли уже окрестностей Куль-джи. Там они успокоились, думая, что тут уж их киргизы не догонят. Беем встречным народам они хвастались:

- Мы отняли у киргизов их призы на байге, мы сильно потрепали их самих и теперь с добычей и славой возвращаемся домой, в родные края.

Они послали гонцов в свои аилы и приказали, чтобы там их ждали, чтобы наварили арака, закололи побольше поросят. Джолой тоже двинулся вперед.

Не спеша, постоянно останавливаясь для отдыха и веселья, двигался китайско-калмыкский стан, не опасаясь врага. И вдруг, на них, потерявших осторожность, налетело, как буря, войско Манаса. Всадники стали громить, топтать и рубить вражеское войско. Многие, боясь скачущей за ними смерти, которую несли клинки киргизских всадников, бросались в хмурые волны реки и погибали там. Алооке удалось скрыться с пятнадцатью тысячами. Конурбай, Мурадыл и Оронгу со стопятидесятитысячным войском выступил навстречу Манасу и предложил завершить бой поединком.

На борьбу вышел Конурбай. Бокмурун не отходил от Кошоя, прося разрешить ему сразиться с Конуром. Кошой сердился, отвечая ему, что он молод, но, уступив его настойчивости, он в конце концов дал ему разрешение.

А Манас в это время думал про себя:

- Кто кроме меня может выйти против Конура? - и спешно облекался в бое вые одежды. Вдруг он увидел, что на майдан вышел юный Бокмурун. Сильно разгневался Манас на Бокмуруна за такое ребячество.

- Пропал малый! - сокрушался он.

Бойцы встретились. Гибкий и подвижный Бокмурун, сидя на своем игривом тулпаре, ловко увертывался от ударов грузного Калчи, и ему удалось даже несколько раз проткнуть Конура пикой. Изрядно раненый Конур принужден был ускакать с майдана к своим войскам.

Бокмурун решил убить его и поскакал вслед за ним, но ему навстречу выехал балбан Нескара и сильным ударом переломил пику Бокмуруна. Видя это, Манас кликнул клич к всеобщей схватке, и киргизские всадники с грозным гиканьем помчались на врага.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.